Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Немного про СиБи связь.

Немного про СиБи связь.

Немного про СиБи связь.

Данный текст мы подготовили для тех, кто впервые решил использовать радиосвязь для каких-то своих целей. Для примера возьмем востребованный сейчас вариант использования СиБи радиосвязи на дорожных просторах. Начнем с простого понимания что это такое и его составные части.

Любая радиосвязь подразумевает наличие приемо-передающего устройства и антенны. В нашем случае это возимая (или носимая) радиостанция СиБи диапазона и антенна.
Почему «СиБи» (СВ)? Это дань аббревиатуре «Citizen Band» - Гражданский диапазон, т. е. частоты для работы на которых не требуется какого-либо разрешения.
Начиналось все с 40 каналов, частоты с 26.965МГц до 27.405МГц, с шагом в 10КГц (иногда 20). Такими 40-канальными станциями оснащались большие грузовики, которые «гоняли» по всему миру. Потом диапазон частот расширили, и в некоторых странах (в России тоже) разрешенными стали 400 каналов (10 сеток (от А до L) по 40 каналов) с частотами от 25.615МГц до 30.105МГц.

Сама передача и прием радиосигнала имеют еще один важный (для общего понимания) параметр — это вид модуляции. В СиБи связи их два: Частотная (FM) и Амплитудная (АМ). Кстати, первые «40-каналки» имели только АМ модуляцию.
Еще один важный параметр - это выходная мощность. Стандартно это 4Вт (W), но есть страны, где разрешена мощность только 1Вт. В России де-факто используют радиостанции с 4 и 10Вт. Перечисленные три параметра: частота, модуляция и мощность, в разных странах, имеют различные ограничения — поэтому их надо четко знать и понимать.

Еще один нюанс! Заметили, мы указали частоты с окончанием на «5» ! Но, есть такие же каналы, совсем рядом, с окончанием на «0» - например, канал 15D — 27.130МГц и 27.135МГц.
Понятно, что для осуществления сеанса радиосвязи, на радиостанциях обоих абонентов должны быть установлены одинаковые параметры: частота (канал), модуляция и CTCSS* тон, если он используется (есть радиостанции, оснащенные этой «функцией»).
*CTCSS тон — это низко-частотный сигнал (от 67 до 254 Гц), который передается вместе с основной частотой канала. Он используется системой шумоподавления радиостанции, для более эффективной работы.

Система шумоподавления нужна для того, чтобы радиостанция принимала только полезный (с использованием CTCSS и только «свой») сигнал и не принимала эфирный шум.
Существуют «ручной» и «автоматический» режимы работы шумоподавителя. За автоматический отвечает автоматика, за ручной - сам пользователь, настраивая уровень ручкой. Автоматический удобен, а ручной позволяет точно настроить порог срабатывания, что полезно для приема «слабых» сигналов.

Теперь про антенну.
Напрасно некоторые думают, что антенна это так, «бесплатное» приложение к радиостанции! Антенна - это очень важная часть радиосвязи! Есть такое понятие как «эффективность» антенны, ведь антенна может «усиливать» сигнал, причем, в обе стороны - при приеме и при передачи сигнала! Но, для этого нужна антенна «правильной» конструкции — и это отдельно большая тема.

Как правило, для авто мы имеем антенну типа «вертикальный штырь». Антенны есть магнитные, врубные, короткие, длинные — на любой вкус. Кроме того, антенна должна быть настроена на рабочую частоту. Настройку антенны можно сравнить с работой крана, в системе водоснабжения : или он полностью открыт (это идеально), или прикрыт (часть энергии радиоволны не проходит), или течет (тоже потеря энергии волны). Саму настройку возможно сделать только при наличии соответствующего прибора и квалификации исполнителя.
Для практического использования важно также размещение антенны, в нашем случае на автомобиле. От этого зависит так называемая «диаграмма направленности» антенны. Проще говоря как антенна распространяет радиоволну в пространство. Идеальное место - это центр металлической крыши авто (помните, что есть авто и с пластиковой крышей). Причем, антенна не должна закрываться багажом, тем более какими-либо металлическими элементами. В этом случае волна распространяется равномерно по кругу.

И в заключение, немного про питание. Автомобильные радиостанции питаются от борт сети авто (12В), но не забывайте, что есть авто, у которых борт сеть это 24В. Для таких авто нужен преобразователь напряжения с 24В на 12В (правильный и лучший вариант). Но и само подключение даже к 12В должно делать правильно, дабы не получить неприятности с борт сетью, а такое бывает.

Возврат к списку